Методические рекомендации

24 января 2013 -
article106.jpg

 Из опыта работы МБДОУ ДС КВ №44 "Малышок" г.Туапсе

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №44 «Малышок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район

 

                                      ТЕМА:                       Методические рекомендации 

к планированию и организации коррекционно-речевой работы

дошкольного образовательного учреждения

для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Составители:

Заместитель заведующего по УВЧ

МДОУ ДС КВ № 44 «Малышок»

Черепанова О.В.

Председатель ГПМПК учитель – логопед

 МДОУ ДС КВ № 44 «Малышок»

Сахно С.В.

Учитель – логопед

 МДОУ ДС КВ № 44 «Малышок»

Нубарян И.А.

Руководитель ГМО учителей – логопедов

 Волкова И.В.

Учитель – логопед

 МДОУ ДС КВ № 44 «Малышок»

Амелькина Н.В.

 

 

г.Туапсе

2008 год

 

Пояснительная  записка.

 

 

Постоянный рост числа детей  с тяжелыми нарушениями речи, выдвигает диагностика – коррекционное и профилактическое направление деятельности нашего дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Образовательный процесс в ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи  отличается направленностью коррекционно-педагогической работы при организации образовательно-воспитательной работы с детьми. В связи с этим возникла необходимость в активном поиске новых вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, их научно-методическим обоснованием и экспериментальной апробацией.

Творческой группой учителей – логопедов нашего ДОУ  были разработаны методические рекомендации к организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Целью данных методических рекомендаций является построение системы коррекционно-речевой работы в логопедических группах для детей с ОНР в возрасте от 4 до 7 лет.

Одной из основных задач является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонематической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.

Основой методических рекомендаций является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за счет модификации всего комплекса коррекционно – развивающей работы в ДОУ компенсирующего вида,  с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, используя комплексирование общеразвивающих программ (Программы воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М., «Мозаика Синтез», 2005г.; Детство. Программы развития и воспитания детей в детском саду. – СПб, «Детство – Пресс», 1995г.) и программ коррекционно-речевой работы (Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. Под редакцией Н.В. Нищевой – СПб «Детство-Пресс», 2007 год. Программа коррекционного обучения для детей с ОНР. Под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Программа коррекционного обучения для детей с ФФН. Под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной).

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи между специалистами, педагогами, участвующими в педагогическом процессе и родителями дошкольников.

В логопедических группах ДОУ коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное – подчиненным. Все педагоги ДОУ следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителями – логопедами. Воспитатели, музыкальный руководитель осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, - что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Предполагаемыми результатами такой организации коррекционно-развивающей работы, должно стать выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов и педагогов ДОУ. Реализация принципа комплексности должна способствовать более высоким темпам общего и речевого развития детей.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ  

средняя возрастная группа 

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

НАЗВАНИЕ  ТЕМЫ

Сентябрь

IV неделя

 «Семья»

 

Октябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

«Осень»

«Огород. Овощи»

«Сад. Фрукты»

«Лес. Ягоды. Грибы»

 

Ноябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

«Игрушки»

«Части тела и лица»

«Одежда»

«Обувь»

 

Декабрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

«Дома»

«Мебель»

«Зима. Зимние забавы»

«Новый год. Ёлка»

 

Январь

II неделя

III неделя

IV неделя

«Деревья»

«Зимующие птицы»

«Домашние птицы»

 

Февраль

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

«Дикие животные»

«Домашние животные»

«Профессии»

«Транспорт»

 

Март

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

«Мамин праздник. Профессии мам»

«Весна. Первоцветы»

«Посуда»

«Продукты питания»

 

Апрель

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

«Дикие животные весной»

«Домашние животные весной»

«Птицы прилетели»

«Насекомые»

 

Май

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

«Наш город. Моя улица»

«Правила дорожного движения»

«Лето. Цветы»

«Лето. Игры с водой и песком»

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

старшая возрастная группа

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

НАЗВАНИЕ  ТЕМЫ

I период обучения

Октябрь

I неделя

 

 

 

1. «Осень. Признаки осени»

2. «Деревья осенью»

3. Развитие общего внимания и понимания речи.

4. Составление рассказа об осени.

II неделя

 

 

 

1. «Овощи. Огород»

2. «Формирование понятий о предмете и действии»

3. Рассказы-описания об овощах.

4. «Путешествие в Фиолетовую сказку»

III неделя

 

1. «Фрукты. Сад»

2. Загадки-описания о фруктах.

3. «Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие СЛОВО»

4. Составление рассказа по картине «Мы играем в магазин»

IV неделя

1. «Лес. Грибы»

2. «Существительные с уменьшительно – ласкательными значениями»

3. «Ягоды»

4. Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

Ноябрь

I неделя

 

1. «Одежда».

2. Развитие слухового восприятия на речевых звуках.

3. «Части тела»

4. «Магазин одежды»

II неделя

 

1. «Обувь».

2. Звук У.

3. Составление рассказов-описаний «В обувном магазине»

4. «Одежда и обувь»

III неделя

 

1. «Игрушки».

2. Звук А.

3. Беседа по картине «Дочки – матери»

4. «Путешествие в разноцветную сказку»

IV неделя

 

1. «Посуда».

2. Звук А, У.

3. «Именительный падеж множественного числа существительных»

4. Составление рассказа по картине «Мы дежурим»

II период обучения

Декабрь

I неделя

1. «Зима. Составление рассказа о зиме».

2. Звук И.

3. «Количественные числительные ОДИН, ОДНА»

4. «Зимующие птицы»

II неделя

 

 

 

1. «Домашние животные».

2. Звук Н.

3. Игра драматизация по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу?»

4. Развитие диалогической речи. Беседа по рассказу Е. Чарушина «Корова»

 

III неделя

 

 

1. «Дикие животные зимой».

2. Звук М.

3. «Притяжательные прилагательные с суффиксом – Й»

4. Составление рассказа по картине «Кто как зимует?»

IV неделя

 

1. «Новогодний праздник»

2. Звук П.

3. «Зима. Зимние забавы»

4. Составление рассказа по картине «На ёлке»

Январь

II неделя

 

 

 

 

1. «Мебель»

2. Звук Т.

3. «Родительный падеж ед. числа существительных без предлогов и с предлогом – у»

4. «Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ»

III неделя

 

 

 

1. «Транспорт»

2. Звук К.

3. «Винительный падеж единственного числа существительных.  Понятие  ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

4. «Профессии на транспорте»

IV неделя

 

1. «Домашние птицы»

2. «Приставочные глаголы»

3. Предлог НА.

4. Составление рассказа по картине «Птичий двор»

Февраль

I неделя

 

 

 

1. «Детский сад. Профессии в детском саду»

2. Звуки К, Т.

3. «Количественные числительные ДВА, ДВЕ»

4. Рассказ по серии картинок «День в детском саду»

II неделя

 

 

 

1. «Животные Севера»

2. Звуки П, Т.

3. Предлоги НА, С.

4. «Родительный падеж мн. числа существительных»

III неделя

 

 

1. «Наша Армия»

2. Составление рассказа «На границе»

3. «Профессии»

4. Беседа по картине «На стройке»

IV неделя

 

1. «Ателье. Профессии»

2. Звук Х.

3. Составление коллективного рассказа по серии картинок «Штанишки для мишки»

4. Предлоги НА, ПОД.

 

III период обучения

Март

I неделя

 

 

 

1. «8 Марта. Профессии мам»

2. Понятие «ПРИЗНАК».

3. Звуки К, Х.

4. Предлог В.

II неделя

 

 

 

1. «Ранняя весна. Приметы весны»

2. Звук Г.

3.«Признаки предметов, выраженные прилагательными»

4. Составление описательного рассказа «Весна идет».

 

 

III неделя

 

 

 

1. «Перелётные птицы»

2. Звук ХЬ.

3. Составление рассказа «Скворечник».

4. «Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными»

IV неделя

 

1. «Семья»

2. Звук ПЬ.

3. Составление рассказа по картине «Семья»

4. «Распространение предложения путем введения однородных определений»

Апрель

I неделя

 

 

 

 

1. «Наш город. Моя улица»

2. Звук  ТЬ.

3. Заучивание стихотворения о Туапсе.

4. Составление рассказа о достопримечательностях Туапсе.

II неделя

 

 

 

1. Космос.

2. Звук КЬ.

3. Беседа по картине «Космонавты»

4. Предлоги С, ЗА.

III неделя

 

 

1. «Хлеб»

2. Звук Ы.

3. Рассматривание картины «Весенние с/х работы»

4.   Составление рассказа по картине «Рожь»

IV неделя

 

1. «Животные жарких стран»

2. Звуки Ы, И.

3. «Относительные прилагательные»

4. «Слова – антонимы. Глаголы – антонимы»

 

Май

II неделя

 

 

 

1. «Правила дорожного движения»

2. Звук В.

3. «Относительные прилагательные»

4. «Азбука безопасности»

III неделя

 

 

1. «Насекомые»

2. «Сравнительная степень качественных прилагательных»

3. Звук Ф.

4. «Полевые цветы»

 

 

IV неделя

 

1. «Времена года. Лето»

2. Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

3. Беседа по картине «Лето»

4. «Рыбы»

       

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

подготовительная к школе группа

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

НАЗВАНИЕ  ТЕМЫ

I период обучения

Сентябрь

IV неделя

 

 

1. «Осень. Осенние месяцы»

2. «Формирование представлений о звуках»

3. «Деревья осенью»

4. «Знакомство со словом»

Октябрь

I неделя

 

 

1. «Овощи»

2. «Знакомство с предложением»

3. Звук А.

4. Беседа по картине «Уборка урожая»

II неделя

 

 

 

1. «Фрукты»

2. «Слова – действия»

3. Звук У.

4. Пересказ рассказа Б. Житкова «Как яблоки собирают»

III неделя

 

 

 

1. «Насекомые. Рассматривание картины «Насекомые и пауки»

2. Звук И.

3. «Слова – признаки»

4. Звуки П, ПЬ.

IV неделя

 

 

1. «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы»

2. Звуки Т, ТЬ.

3. Составление описания журавля.

4. Рассказ по картине «Отлёт птиц»

Ноябрь

I неделя

 

 

1. «Ягоды»

2. Звуки  П – Т.

3. «Грибы. Лес осенью»

4. Звуки К, КЬ.

II неделя

 

 

 

1. «Домашние животные»

2. Звук О.

3. Составление рассказа по серии картинок «Щенок»

4. Беседа по сказке «Как щенок узнал, кто всех важнее»

III неделя

 

 

1. «Дикие животные наших лесов»

2. Звуки Х, ХЬ.

3. Составление рассказа по серии картинок «Ёжик»

4. Звук Й.

IV неделя

 

1. «Одежда. Обувь. Головные уборы»

2. Звук Ы.

3. Рассматривание картины «В ателье ремонта обуви»

4. Звуки М, МЬ.

 

II период обучения

Декабрь

I неделя

 

 

 

1. «Зима. Беседа по картине «Зима в городе»

2. Звуки Н – НЬ.

3. «Зимующие птицы»  

4. Звуки С – СЬ.

II неделя

 

 

 

1. «Мебель»

2. Звук З.

3. Составление сравнительных рассказов-описаний о мебели.

4. Звуки З – ЗЬ.

III неделя

 

 

1. «Посуда. Продукты питания»

2. Звуки  С – З.

3. Пересказ рассказа «Мамина чашка»

4. Звук Э.

IV неделя

 

1. «Новогодний праздник»

2. Составление рассказа «Здравствуй, Зимушка – Зима!»

3. «Зимние забавы»  

4. Беседа по картине «Зимние развлечения»

Январь

II неделя

 

 

1. «Транспорт»

2. Звуки Б – БЬ.

3. Составление рассказов-описаний о транспорте.

4.  Пересказ р.н.с. «В гостях у дедушки Мороза»

III неделя

 

1. «Животные Севера»

2. Звуки П – Б.

3. «Дикие животные наших лесов зимой»  

4. Звуки ПЬ – БЬ.

IV неделя

 

1. «Зимняя одежда, головные уборы»

2. Звук В.

3. Пересказ рассказа «Проказы старухи Зимы».

4. Звук Д.

Февраль

I неделя

 

 

1. Составление описания зайца и белки.

2. Звуки ТЬ – ДЬ.

3. Составление описания зверей по картинкам.

4. Звук Г.

II неделя

 

 

 

1. «Орудия труда. Инструменты»

2. Звуки Г – ГЬ.

3. Пересказ рассказа Л. Черского «Метла и старый барабан»

4. Звуки Г – К.

III неделя

 

 

1. «Моё отечество – Россия»

2. Буква Е.

3. Пересказ рассказа «Москва».

4. Звук Л.

IV неделя

 

1. «Профессии»

2. Звуки Л – ЛЬ.

3. Составление рассказов о профессиях мам.

4.  Разучивание стихотворения «Чем пахнут ремесла?»

III период обучения

Март

I неделя

 

 

 

1. «Мамин праздник»

2. Звук Ш.

3. Беседа по картине «Грачи прилетели».

4. Звуки С – Ш.

II неделя

 

 

1. «Ранняя весна. Первоцветы»

2. Буква Я.

3. Пересказ рассказа «Грачи открыли весну»

4. Звук Р.

III неделя

 

 

1. Животные жарких стран.

2. Звуки Р – РЬ.

3. Пересказ «Сказки про львёнка»  

4. Звуки Р – Л.

IV неделя

 

1. «Хвойные и лиственные деревья весной»

2. Звуки РЬ – ЛЬ.

3. Составление описательных рассказов «Ель» «Сосна»

4. Звук Ж.

Апрель

I неделя

 

1. Беседа о весне.

2. Звуки Ж – З.

3. Составление зарисовок по картине «Пришла весна»

4. Звуки Ж – Ш.

II неделя

 

 

 

Мы читаем.      С. Я. Маршак.

1. Сказка «12 месяцев»

2. Буква Ь.

3. Сказка «Кошкин дом»

4. Звук Ц.

III неделя

 

 

 

Мы читаем.      К.И. Чуковский.

1. Сказка «Мойдодыр»

2. Буква Ъ.

3. Сказка «Айболит»

4. Звуки С – Ц.

IV неделя

 

Мы читаем.     С.В. Михалков.

1. Стихотворение «Дядя Стёпа»

2. Звук Ч.

3. Стихотворение «А что у вас?»

4. Звуки Ч – ТЬ.

Май

II неделя

 

 

 

1. «Поздняя весна». Беседа по отрывку из рассказа «Лес ранней и поздней осенью»  

2. Буква Ю.

3. Пересказ рассказа «Золотой луг».

4. Звук Ф.

III неделя

 

 

 

Мы читаем. А.С. Пушкин.

1. «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. Звук Щ.

3. «Сказка о царе Салтане»

4. Звуки Щ – СЬ.

IV неделя

 

1. «Школа. Школьные принадлежности»

2. Звуки Ч, Щ, СЬ,ТЬ.

3. «Лето»

4. Итоговое занятие «Времена года»

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий