Из опыта работы воспитателя Гойзенштейн Е.И.

4 февраля 2013 -
article107.jpg

 "Нетрадиционные способы рисования" Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС КВ №44 "Малышок" г. Туапсе Гойзенштейн Евгении Ильиничны

 «Нетрадиционные виды рисования»

из опыта работы воспитателя

Гойзенштейн Евгении Ильиничны

 И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы,  машины, сказки, пляски...

Все нарисуем, были б краски

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

                                  (В. Берестов)

 

     Нетрадиционное рисование под­разумевает использование новых мате­риалов, инструментов, способов рисо­вания, которые не являются общепри­нятыми, традиционными (привычными) в педагогической практике образова­тельных учреждений. Безусловно, при выборе нетрадиционного метода рисо­вания необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития детей.

Применение нетрадиционных тех­ник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность пере­носить усвоенные знания в новые усло­вия, они получают знания о том, что рисовать можно не только красками, карандашами или фломастерами. Оказывается рисовать можно подкрашенной мыльной пеной, свечой, восковыми мелками, клеем, при этом используя ватные палочки, поролон, жесткие кисти, раз­личные штампы и т. п. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаг, в том числе с цветным клейсте­ром, методом набрызга (напыления), узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой. Также  пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцам, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревочек, полых трубочек) и природ­ного материала (листьев, цветов) и т. п.

Такое нестандартное решение раз­вивает детскую фантазию, воображе­ние, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда нет слов, а есть возможность нарушать правила использования не­которых материалов (а вот пальчиком да в краску!). Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в себя и свои возмож­ности, внутренней гармонии с собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые становятся богаче, полнее и ярче. Все необычное привлекает детей, у них появляется познавательный интерес. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует у дошколь­ников положительную мотивацию изо­бразительной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с рисованием, способствует ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Ребята мень­ше утомляются, у них сохраняются активность и работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания.

 Особое внимание следует уделять организации специального места для рисования и размещения оборудования и материалов. К шкафам и полкам с не­обходимыми материалами необходимо обеспечить свободный доступ.

В уголке для изобразительной деятельности должны быть:

бумага разной фактуры, цвета и формата, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель), инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые, с различным по жесткости ворсом), полоски бумаги и картона, печатки, шаблоны, розетки для краски, ба­ночки для воды, салфетки, палитра, а также материалы и оборудование, позволяющие детям использовать в своих работах смешанные техники.

           В уголке для рисования находятся и папки с репродукциями картин, ил­люстрациями к рассказам и сказкам, предметными и сюжетными картин­ками. Отдельно оформляются папки с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.

 Нетрадиционные техники рисования

Существует много нетрадиционных техник рисования, все они позволяют быстро достичь желаемого результата. Дети с интересом рисуют пальчиками, ладошками, получают интересные и забавные рисунки из клякс.

Дети с ОНР очень ранимы, обид­чивы, их настроение часто меняется. Поэтому в работе с такими детьми я придерживаюсь принципа «главное — процесс, а не результат», ведь именно сам процесс доставляет детям удоволь­ствие, позволяет им работать спокойно и расслабленно. А оценку детским работам, несмотря на результат, мы даем всегда положительную.

Знакомство детей с нетрадицион­ными техниками начинаем с наиболее простых и доступных. Это рисование пальчиками, оттиск печатками из карто­феля, тычок жесткой полусухой кистью.

Затем знакомим детей с более слож­ными техниками: оттиском поролоном и печатками из ластика, рисованием восковыми мелками и акварелью, све­чой и акварелью, отпечатками листьев и рисунками ладошками.

В завершении помогаем детям освоить еще более трудные техники изображения: кляксографию обычную и с трубочкой, монотипию предметную, печать по трафарету.

Расскажем подробнее о каждой из названных техник,

Рисование пальчиками

Опускаем в гуашь палец и наносим точки, пятнышки на бумагу. На каждый палец набираем краску разного цвета.

Оттиск печатками из картофеля

К штемпельной подушечке с краской прижимаем печатку и наносим оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняем и подушечку, и печатку.

Тычок жесткой полусухой ки­стью

Опускаем в гуашь кисть и ударяем ею по бумаге, держа вертикально. Таким образом заполняем весь лист, контур или шаблон. При работе кисть в воду не опускаем. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

Оттиск поролоном

Прижимаем поролон к штемпельной душечке с краской и наносим оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняем и подушечку, и поролон.

Оттиск печатками из ластика

Прижимаем печатку к штемпельной подушечке с краской и наносим оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняем и подушечку, и печатку.

Восковые мелки + акварель

Восковыми мелками выполняем рисунок на белой бумаге. Затем закрашиваем  лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, выполненный мелками, остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Свечой выполняем рисунок на белой бумаге. Затем закрашиваем весь лист акварелью в один или несколько тов. Рисунок, выполненный свечой, остается белым.

Отпечатки листьев

Лист дерева или кустарника покрываем красками разных цветов, прикладываем окрашенной стороной к листу бумаги для получения отпечатка. Каждый раз берем новый лист. Затем можно дорисовать недостающие детали.

Рисунки из ладошки

Растопырив пальчики, ребенок при­бывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Затем дорисовывает необходимые детали и зашивает рисунок красками.

Кляксография с трубочкой

Пластиковой ложечкой зачерпываем краску и выливаем на лист бумаги — получается небольшое пятно. Затем на пятно дуем из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.

Кляксография обычная

Пластиковой ложечкой зачерпываем краску и выливаем на лист бумаги — получаются пятна, расположенные в произвольном порядке. Затем на­крываем лист другим листом и при­жимаем (можно согнуть первый лист пополам, на одну половину капнуть гуашь, а другой половиной прикрыть). Затем снимаем верхний лист, рас­сматриваем полученное изображение и определяем, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываем.

Монотипия предметная

Лист бумаги складываем вдвое и на одной его половине рисуем половину изображаемого предмета. Нарисовав часть предмета, пока не высохла краска, лист снова скла­дываем пополам — для получения отпечатка. Недостающие детали до­рисовываем.

Печать по трафарету

Печатку или поролоновый тампон прижимаем к штемпельной подушечке с краской и с помощью трафарета на­носим оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняем инструменты.

Рисование под музыку

Дети прослушивают музыкальное произведение. Затем педагог предлага­ет им «нарисовать услышанную музыку» и придумать название своему рисунку.

Рисование ладонью

Разведенную водой гуашь наливаем в блюдце. Ладонь с широко расстав­ленными пальцами опускаем в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги. Недостающие детали дорисовываем.

Существуют еще более сложные техники — рисование с помощью соли, граттаж, рисование по кругу и т. п. У детей с ОНР рисование с их приме­нением вызывает затруднения, поэтому эти техники используются в работе нечасто и индивидуально. 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1343 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий