Опыт работы учителя - логопеда

13 декабря 2012 -
article102.jpg

 Из опыта работы учителя - логопеда МБДОУ ДС КВ №44 "Малышок" Нубарян И.А. 

 «Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР»

 

 Развитие лексико – грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.

Краткое описание опыта (система работы отдельных приемов или методов).

     Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания.  А так как правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка, то решение этой проблемы предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание. Поэтому возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи. В связи с этим я предприняла попытку разработать систему коррекционных методов и приемов по преодолению нарушений процесса формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Поскольку в игре обучение идёт успешнее, чем при использовании только дидактических методов и приёмов, формировать грамматически правильную речь нужно в ходе специальных игр и игровых упражнений с наглядным материалом, которые подбираются с учётом возраста детей (3 – 4 года) и видов логопедической работы.

     С помощью предлагаемых игр даже в самых сложных случаях удаётся обеспечить коррекцию лексико – грамматической стороны речи дошкольников, преодоление аграмматизма. Детям, имеющим речевые нарушения, процесс овладения речевыми нормами даётся сложнее, чем детям без речевой патологии. Это побудило меня обратиться к опыту ведущих дефектологов (Большакова С.Е., Филичева Т.Б.), изучить и выработать оптимальную концепцию, создав условия для полноценного речевого развития дошкольников. Я считаю, что начинать работу над речевым развитием необходимо с самого доступного и легкого. Прежде чем осуществлять работу по формированию лексико-грамматических навыков, надо развить у ребёнка навыки общения, вызвать желание общаться с вами

    Используя рекомендации Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Лалаевой Р. И., Серебряковой Н. В., работая в тесном контакте с воспитателями, я обобщила, систематизировала работу по развитию средств языка у дошкольников с речевым нарушением. Результаты диагностики показали, что особенности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи лексическими и грамматическими средствами оформления высказывания тесно связаны и вызывают нарушения процессов анализа, синтеза и обобщения отдельных языковых единиц.

   Таким образом, совершенствуя речевые навыки детей, значительное место должно отводиться формированию грамматического строя речи, уделять внимание работе по формированию умений выражать в речи разные синтаксические отношения, обогащать речь детей грамматическими формами, учить словообразованию.

   Основываясь на опыте своей педагогической работы, учитель-логопед составляет  занятия сам, подходя к делу творчески, используя разные игровые приёмы и оборудование. Ведь формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то здесь можно добиться значительных результатов. Особенно трудно даётся подобная работа начинающим логопедам. Именно им рекомендуются примерные конспекты некоторых лексико-грамматических занятий и дидактических игр для детей старшего возраста.

 

ИГРЫ

для коррекции лексико – грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР.

 

МАГАЗИН   ИГРУШЕК.

Цель:

- учить детей практическому использованию в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: -к-, -ок-, -ечк-, -еньк-, -ик-, -очк-;

- упражнять в употреблении глагола хотеть;

- активизировать словарь детей по теме «Игрушки».

Наглядный материал:

- на фланелеграфе пары картинок (силуэты) разного размера (большие и маленькие): пирамида – пирамидка, кукла – куколка, машина – машинка, флаг – флажок, матрёшка – матрёшечка, мишка – мишенька, карандаш – карандашик, самолёт – самолетик, пароход – пароходик, корзина – корзиночка, самка – сумочка, шар – шарик, фонарь – фонарик.

Описание игры.

    Логопед предлагает детям поиграть «в магазин». Логопед (или ребёнок) – продавец, дети – покупатели.

     Логопед создаёт разные ситуации, предлагая детям подходить по одному или парами, и сам подходит к «продавцу» за покупкой.

     Примерные ситуации:

«Я хочу купить мяч, а для своей маленькой сестрёнки – мячик»

«Мы хотим купить самолёт, а для малыша в другой группе – самолётик»

И т.д.

НАКОРМИ ВЕЛИКАНА.

Цель:

-  упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

 Наглядный материал:

- на фланелеграфе плоскостные фигуры Великана и Кота в сапогах, силуэтные изображения продуктов питания: конфета – конфеты, яйцо – яйца, орех – орехи, сосиска – сосиски,  пряник – пряники, котлета – котлеты, торт – торты, помидор – помидоры, огурец – огурцы, яблоко – яблоки, груша – груши, вишня – вишни, булка – булки, пирожок – пирожки и т.п.

Описание игры.

     Кот в сапогах принёс Великану продукты. Какие – перечисляет логопед или ребёнок, прикрепляя их изображения около фигуры Великана на фланелеграф.

      Логопед: - Что это?

      Дети: - Конфета, яйцо, орех, пирожок и т.д.

Великан не наелся, требует много еды. Логопед просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. Дети образуют существительные множественного числа от предложенных логопедом существительных единственного числа, обозначающих продукты питания.

     – Что принёс Кот в сапогах?

     – Конфеты, яйца, орехи, пирожки и т.д. (дети прикрепляют картинки на фланелеграф).

 

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК.

Цель:

- учить детей  образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных при помощи суффиксов:  -чик-, -ик-, -ек-.

- развитие слухового внимания и слухового восприятия.

Наглядный материал:

- «Волшебный сундучок», на фланелеграф пары силуэтно изображённых картинок:  мяч – мячик, зонт – зонтик, шар – шарик, стул – стульчик, бант – бантик, торт – тортик, фонарь – фонарик, стакан – стаканчик, кувшин – кувшинчик, цветок – цветочек.

Описание игры.

 1 – ый вариант. Дети вынимают из «волшебного сундучка» пары картинок, прикрепляют их  к  фланелеграфу и называют пары слов.

2 – ой вариант. «Кто самый внимательный?» (все картинки на фланелеграфе).

Логопед: – Возьмите ту картинку, которую я назову, и положите её в «волшебный сундучок».

Логопед тихо произносит слова:

бант, тортик, стаканчик, кувшин, зонтик, цветочек, мяч и т.п.

 

ПУТАНИЦА.

Цель:

- учить детей  образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных  составлять с ними предложения;

- активизировать словарь детей по теме «Одежда, обувь»

Наглядный материал:

- на фланелеграфе две плоскостные куклы, отличающиеся по размеру: Даша и Дашенька.  Коробка с набором одежды большого и маленького размера для кукол (по их силуэтам). Одежда на липучках прикрепляется к фигуркам кукол или к фланелеграфу. Набор одежды и обуви:  шарф – шарфик, платье – платьице, шапка – шапочка, куртка – курточка и т.д.

Описание игры.

Логопед говорит, что в гости к детям пришли две куклы – Даша и Дашенька.

        Логопед: - Как вы думаете, какую куклу зовут Даша?

        Дети: - Большую.

        Логопед: - А какую куклу зовут Дашенька?

        Дети: - Маленькую.

        Логопед: Даша и Дашенька перепутали свою одежду. Помогите им разложить одежду правильно и скажите, кому что подойдёт. Какие вещи будем давать Даше?

       Дети: - Большие.

       Логопед: - А Дашеньке?

       Дети: - Маленькие.

Дети достают вещи и прикрепляют  к фланелеграфу рядом с куклами и говорят: «Даше даю платье, Дашеньке – платьице» и т.д.

 

ЧТО У МАЛЬЧИКА В ЧЕМОДАНЧИКАХ?

Цель:

- учить детей практическому  употреблению существительных в винительном падеже.

Используемый  материал:

- силуэтное плоскостное изображение мальчика с двумя чемоданами в руках. Силуэты одежды и обуви: спортивный костюм, шорты, пиджак, трусы, майка, футболка, носки, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки, сандалии.

Описание игры.

Мальчик отправился в путешествие. Он собрал одежду  и обувь и упаковал их в чемоданы. Логопед спрашивает: «Что у мальчика в чемоданах?» Дети составляют предложения и прикрепляют картинки к фланелеграфу.

«У мальчика в чемодане рубашка (шапочка и т.п.)»

Комментарии (1)
Мацепуро Елена Владимировна # 12 мая 2013 в 00:02 0
Кратко,но лаконично.Понравились подобранные игры.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев