Из опыта работы учителя-логопеда

3 марта 2014 -
article150.jpg

 Современные технологии в работе учителя – логопеда «ДИДАКТИЧЕСКИЙ     СИНКВЕЙН» Из опыта работы учителя - логопеда Анистратенко Эльвиры Алексеевны.

             Современные технологии в работе учителя – логопеда

                      «ДИДАКТИЧЕСКИЙ     СИНКВЕЙН»

 

     Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя - логопеда.

- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

    В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент.

    Синквейн с французского языка переводится как «5 строк». Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от ребёнка умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

 Правило составления синквейна заключается в следующем:

    - 1-я строка: Кто или Что (существительное слово)

    -2-я строка: два слова (прилагательное)

    -3-я строка: три слова (глаголы, описывающие действия в рамках темы)

    -4-я строка: фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

    -5-я строка: слова, связанные первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово)

    Например:

    1. Арбуз.

    2. Круглый, сахарный.

    3. Растёт, зреет, лежит.

    4. Я ем арбуз.

    5. Ягода.

 

    Для разработки планов-конспектов в подготовительной к школе группе, использую синквейн, в предварительной работе по созданию речевой базы, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3 уровня и служит средством оптимизации коррекционно-развивающего процесса.

   Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

   Для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

- иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

- владеть обобщением,

- владеть понятиями: слово-предмет (живой-неживой), слово-действие,слово-признак,

- научиться правильно понимать и задавать вопросы,

- согласовывать слова в предложении,

- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

    Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в качественном так и в количественном плане.

   -Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

   -Напоминание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

    -Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

   Опыт работы сданной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

    В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная, создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий