Из опыта работы учителя-логопеда

27 января 2015 -
article207.jpg

Из опыта работы Толмачёвой Е.А., учителя-логопеда МБДОУ ДС КВ №44 "Малышок"

 "Учимся правильно дышать"  

 ДЫХАНИЕ – ОДНО ИЗ ФУНКЦИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Процесс физиологического дыхания в норме  осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.  Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох.

ТРИ типа дыхания:                                                                                  

v верхнереберный

v грудной

v грудобрюшной  (он же диафрагмально – реберный).

При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, но доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, т. к. нижние доли легких участвуют при этом не полностью.

     У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее  оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.

    Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической  роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных  коррекционных упражнений. Грудобрюшной  тип дыхания является базой формирования для речевого дыхания.

    Предлагаю  вам   выполнить ряд упражнений  направленных на подготовку  выше указанного типа дыхания  по традиционной методике.

  Подготовительный этап включает 4- 5 упражнений с продолжительностью – четыре недели.  В течении дня упражнения повторяются 2 – 3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течении одной недели. Последовательность выполнения упражнения вначале  в положении лежа, затем сидя и стоя.

 

КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ  :

v «Золотая рыбка».

          Легкая игрушка лежит в области диафрагмы (игрушки можно менять).

1. Качаю рыбку на волне,                       2. Качели – вверх, качели – вниз,

То вверх   (вдох),  то вниз  (выдох)          Крепче, куколка, держись!

Плывет по мне.                                                                                                                                                    

Инструкция :  « Положим игрушку на живот и посмотрим,  как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

v «Бегемотики».

Ладонь  ребенка находится на области диафрагмы.

Бегемотики лежали            То животик поднимается(вдох), 

Бегемотики дышали           То животик опускается (выдох)         

Инструкция :   « Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

 

v  «Сели бегемотики».

Ладонь  ребенка находится на области диафрагмы.

Сели бегемотики,                     То животик поднимается(вдох), 

Потрогали животики            То животик опускается (выдох) .

Инструкция:  « Сядь,  положи  ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда  ты делаешь вдох, и опускается , когда ты делаешь выдох.

v « Мой животик»  упражнение выполняется перед большим зеркалом с обнаженным торсом.

« Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно.

        При выполнении упражнения важно помнить, что внимание ребенка на этом этапе сосредотачивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы,  т. е на ощущениях сокращений  этой мышцы.

    Сформированность  грудобрюшного  типа дыхания и активность сокращения диафрагмальной мышцы ребенка определяется визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка).

Комментарии (1)
Марина # 5 февраля 2015 в 20:39 0
Полезная информация! Спасибо!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев