Из опыта работы учителя-логопеда

22 июня 2014 -
article169.jpg

 Из опыта работы учителя - логопеда МБДОУ ДС КВ №44 "Малышок" Толмачёвой Елены Александровны

«Развитие   правильной   речи старшего дошкольника в семье»

                 Уважаемые мамы и папы!

        Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу. От того , как развита речь ребенка, зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы. Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрел достаточный словарный запас, мог правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания.

        К 5 - 6 годам  почти полностью формируется произносительная сторона речи. Дети должны четко и правильно произносить все звуки. Если наблюдаются недостатки речи, постарайтесь обратиться к специалисту и устранить их до поступления в школу. Дефекты звукопроизношения, не устраненные  до начала обучения ребенка грамоте, приводят к ошибкам на письме.

         Речь взрослого должна быть четкой, спокойной, краткой, понятной.   Совершенствуя связную речь ребенка, введите в жизнь семьи традиции ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне. Дети очень любят рисовать, это очень хороший способ развития мелкой моторики, подготовки руки к письму и развития речи ребенка.  Рассматривание с детьми их работ, важно побуждать их к рассказу о созданных ими воображаемых образах, предметах и явлениях    окружающей действительности. Ребенку старшего дошкольного возраста следует давать задания на самостоятельное составление предложений из нескольких слов. Хорошее упражнение для развития связной речи - рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Предложить описать картинку по памяти.  Спросить, где происходит действие, в какое время года, описать внешность героя, его одежду, настроение. Вместе с тем, учить ребенка сжато передавать содержание сказок, рассказов. Читая художественные произведения , обращайте внимание на языковые средства, используемые автором.                                                                  

      Развивая связную речь ребенка, обучая его пересказыванию текстов, закрепляя в речи,  трудно произносимые звуки - рекомендую использовать  наглядно – методическое пособие Бардышевой Т.Ю.  рассказы цепной структуры «Связанные одной цепью». Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно – графическая схема.

И т.д.

         Цепной текст представляет собой  такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения у предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. В рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее  предложение. 

Работа со звуком С.

Около дома был сад.

В саду росла высокая сосна.

Под сосной стояла скамейка.

На скамейке сидела Соня.

Соня увидела собаку.

Собаку Соня накормила колбасой.

Колбаса была ужасно вкусная.               

                          

        Тексты со схемами помогают ребенку лучше и быстрее  запомнить услышанный рассказ и пересказать его. Они с интересом рассматривает картинки к рассказу, называет, что на них нарисовано, закрепляя, таким образом,  поставленный звук в  словах.  Затем слушает текст  и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяет отдельные предложения, соединяя их в связный рассказ. Одновременно ребенок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать.

Игра ведущий вид деятельности ребенка и об  этом следует помнить! Игры развивают память, внимание, мышление и речь.                                                   

        Предлагаю ряд речевых игр, для игры с ребенком  в домашних условиях - направленных на словообразование, словоизменение, согласование различных частей речи, расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

                                                  Игры на кухне

«Вкусные слова»  Предложить ребенку вспомнить вкусные слова и угостить друг друга.  По очереди называть слова и «класть» их на ладонь. Аналогичные игры «сладкие слова», « горячие слова», «вареные»и т. д.

«Помощники»   Как можно назвать одним словом прибор, который… варит кофе, режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль?

 

 «Готовим сок»  Какой сок получается из яблок? (яблочный), из груш – (грушевый) из фрукт, из овощей?  А теперь игра наоборот: «Морковный сок » ? из…(моркови ). «Свекольный сок»? из …(свеклы).

«Назови правильно»  Задание1. Назови одним словом все , что ты видишь.                  

                           Задание 2. Покажи, где яблоко, яблоки и т.д.                                                                                                             Задание 3.Взрослый показывает , а ребенок называет фрукты. (Это яблоко). Взрослый просит назвать цвет яблока. (Яблоко красное).              

Упражнение «Расскажика!»Составь рассказ о фруктах по предложенному наглядному плану.

«Четвертый лишний»  Рассмотри картинку, назови, что лишнее. Объясни почему? Например:

«Подбирай, называй запоминай» Для переработки грибов нужны разные предметы. Как человек использует эти предметы(подбери и назови как можно больше слов – действий)? (ножом грибы срезают, чистят, разрезают…И т. д.)

 

«Жадина»:  Представь, что это твои продукты. Назови каждый продукт, используя слова «мой», «моя», «мое», «мои». (Мой сыр. Моя булочка. Мое молоко и т. д.).

"Скажи наоборот" Дополни предложения словами -  признаками.  Например: 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий